1 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Зачем в 2018 году слушать музыку на кассетах?

Популярный винтаж: почему до сих пор выпускают аудиокассеты

30 августа 2019 года компакт-кассета отпраздновала свой 56-й день рождения. Этот носитель информации из прошлого стал легендарным для многих поколений.

Кассета сменила виниловые пластинки и катушечные пленки и правила музыкальной индустрией практически до начала 2000-х годов. В России 1990-х годов многие дети мечтали о кассетном плеере, «до дыр» заслушивали пленки в магнитофоне, переписывали альбомы на двухкассетниках, музыку с радио, собирали целые коллекции. Это увлечение переросло в настоящую субкультуру, которая жива по сей день. Мы поговорили с единственными оставшимися в России производителями аудиокассет и теми, кто занимается их оформлением и записью музыки.

Немного истории

Знаковым событием для индустрии звукозаписи стала презентация в 1963 году первой компакт-кассеты на международной выставке бытовой электроники в Берлине. Разработку представила компания Philips. Дальше пошло как по накатанной. Кассеты и магнитофоны набирали популярность в Европе и США, а затем и в СССР. В 1967 году харьковский завод «Протон» выпустил первую советскую магнитофонную кассету. Импортные кассеты стали появляться в нашей стране во время Олимпиады 1980 года.

Еще одно важное событие произошло в 1979 году – на рынке появился первый коммерчески успешный аудиокассетный плеер — Sony Walkman. Последний кассетный плеер Walkman выпустили в 2010 году. Казалось бы, уже давно произошел закат пленочной эпохи. Но интерес к винтажному формату только возрос, благодаря тому, что модные тренды обращаются к 1990-м годам.

Многие музыканты и лейблы до сих пор выпускают кассетные тиражи. Так, например, в Великобритании самым продающимся альбомом на кассетах в первой половине 2018 года стал Golden Кайли Миноуг. Затем лидерство перешло Ариане Гранде с альбомом Thank U, Next.

Свой неофициальный рынок есть и в России. Базируется он на интернет-площадках. В группах в социальной сети «Вконтакте» можно приобрести чистые кассеты с рук от 50 до 300 рублей за штуку. Старые кассеты с музыкальными записями стоят примерно от 250 рублей. Здесь можно найти альбомы «Руки вверх», «Сектора газа», Наталии Орейро и других исполнителей, которые были на пике популярности в 1990-х годах. Также попадаются раритетные кассетные деки от 5900 рублей.

Производство

Самым известным производителем кассет в мире считается National Audio Company (NAC). В компании все еще используют оборудование 1970-х годов. В России единственным производителем является компания GoTape, которая открылась в 2013 году в Санкт-Петербурге. Создатели Илья Квасов, Максим Иванов и Роман Павлов приобрели станок и начали сбор продукции. Они печатают изображения на корпусах, выпускают собственные музыкальные релизы и тиражи с музыкой независимых лейблов.

Sgpress.ru удалось пообщаться с разработчиком сайта gotape.org Романом Павловым. Он рассказал, что корпуса для кассет и ленту они не производят, а закупают. После этого пленку наматывают и вставляют в корпуса, после чего записывают.

— Где еще в России производят кассеты?

— В России, видимо, больше нигде. Производителей аудиокассет можно найти во многих странах, например, в Англии, Италии, Нидерландах, Германии, Канаде, США. В Китае, конечно же. Однако лишь у немногих из них полный цикл производства, включая ленту и корпуса.

— Существует ли кассетный рынок в стране?

— Думаю, если мыслить коммерческими масштабами, то он ничтожно мал. Однако спрос есть довольно стабильный.

— Сколько денег уходит на производство одной кассеты?

— Скажем так, себестоимость одной кассеты сейчас несколько выше, чем была стоимость розничной продажи кассет в то время, когда они были широко распространены.

— Кто в основном сейчас их покупает?

— Мы делаем тиражи, которые, как правило, заказывают музыканты или лейблы. Сами мы не занимаемся продажами. Так что в каждом конкретном случае судьба сделанных кассет разная. По своему опыту могу сказать, что кассеты часто покупают посетители концертов. Что-то распространяется через интернет или оффлайновые музыкальные магазины.

— Какую музыку в основном выпускают на кассетах?

— Разную, от неоклассики, бардовской песни и хард-рока до хардкора, нойза и танцевальной электроники. С удовлетворением отмечу, что в последнее время как будто больше стало разного рода авангардной, экспериментальной музыки.

— Уступает ли кассетный звук пластинкам и электронным аналогам?

— Качество звука — понятие относительное. Критерии этого качества задаются музыкальной индустрией и меняются со временем. Классические рок-альбомы 1960-х — 1980-х годов записаны совершенно неприемлемо с точки зрения современных стандартов. Однако никого это не смущает, поскольку в историю вошло не качество записи, а сам музыкальный материал. По объективным характеристикам (частотный, динамический диапазон) кассета сопоставима с винилом и уступает несжатым цифровым форматам. А далее можно уже рассуждать только о личных пристрастиях и опыте. Зачастую люди склонны вспоминать только негативный опыт — как кассеты у них зажевались, размагнитились или еще что-то. Однако обычно такие воспоминания относятся к некачественным отечественным или китайским кассетам из 1990-х. Да и любой другой аудионоситель точно так же требует бережного обращения.

Самиздат

Релизы на пленке выпускает большое количество мелких лейблов. Кассеты они относят к эстетике DIY (Do It Yourself, то есть «сделай сам») и панк-рока. Самиздат популярен до сих пор благодаря своей уникальности – необычному оформлению, звучанию и философии. Все-таки кассета это физический носитель, который важен поклоннику группы как сувенир, элемент коллекции и художественный предмет. В Самаре распространением и коллекционированием самиздата занимаются в основном молодые музыканты и художники.

Битмейкер Алексей jmk Штефуряк:

— Почему ты до сих пор используешь кассеты?
— По тем же причинам, что и винил: особое звучание со своими артефактами, ритуал прослушивания, ощущения от обладания физической версией понравившегося релиза.

— Откуда ты их берешь?
— У GoTape беру чистые кассеты для своих тиражей. А чтобы послушать, заказываю из-за границы или у таких как я ребят, издающих свою музыку на кассетах.

— Ты продаешь кассеты со своей музыкой?
— Нет, я их распространяю по свободной цене. Каждый платит столько, сколько считает нужным. Некоторые не платят. И вообще я в минусе, так как никогда и мысли не было на этом зарабатывать. Мне гораздо приятнее ощущать интерес окружающих к тому, что я делаю, осознавать, что мои кассеты присутствуют в личных коллекциях людей от Канады до Японии.

— Сколько денег уходит на создание одной кассеты?
— 200-250 рублей в среднем. В эту сумму входит сама чистая кассета, работа дизайнера. Иногда по знакомству получаю оформление бесплатно, но бывает сам пытаюсь что-то изобразить. Также трачусь на услуги типографии, так как свои тиражи я делаю в кастомных картонных кейсах вместо классических заводских пластиковых.

— Кто твои клиенты?
— Ребята, которые смогли проникнуться прелестью подобного самиздата и осознают в полной мере его ценность.

— Ты помнишь момент, когда кассеты снова стали востребованными?
— Не думаю, что они снова стали востребованными. Это скорее такой фетиш для небольшой группы людей, ибо большинство обычно реагирует так: «Чего? Кассеты? Пф… И на чем их слушать-то?». Все, кому реально были интересны кассеты все это время, не переставали их записывать и слушать.

— На чем ты их слушаешь?
— У меня есть бытовая кассетная дека Technics из середины 1980-х годов. И слушаю, и пишу на ней. Но пора бы уже отдать ее на профилактику. У большинства знакомых для прослушивания имеются просто компактные кассетные плееры.

— Как тебе звук?
— Звук мягче, так как пленка режет некоторые частоты. Кому-то этих частот может не хватать, но моему уху подобный звук очень приятен, как приятны и артефакты звучания пленки в виде, например, искажений звука, если пленка была записана уже несколько раз, или банального шипения.

Художник Ваня БВ:

— С кассетами история отношений у меня лет пять. Как мне кажется, они иногда выступают некой заменой вечному формату винила для тех ребят, кто по тем или иным причинам не может ворваться в довольно затратный мир «блинчиков». Хотя хороший аппарат для кассет тоже недешевый. В то же время многие, и я сам, собирают и кассеты и винил. И то и другое важно для определенных людей как физическое доказательство причастности к музыкальному миру. Для многих это способ отметить для себя наиболее любимые произведения. А еще — это способ поддержки музыкантов. Когда довольно долго вращался в этом, то нашел применение и своим художественным навыкам. Сделал оформление нескольким релизам. Очень интересное ощущение, когда выпускается партия таких родных носителей с твоими рисунками.

Авторы фото: Алексей jmk Штефуряк, Игорь Квадратов

Почему аудио кассеты стали снова популярны в 2018 году?

Почему аудио кассеты стали снова популярны в 2018 году? Где сейчас можно купить аудио-кассеты?

Автор публикации

Фаворит

Достижение получено 02.08.2019

Похожее:

С приходом цифровых технологий появилась возможность оцифровывать звуковые и видеосигналы, что привело к “гибели” старых носителей аналогового сигнала. Но настоящие ценители музыки вскоре пришли к единому мнению, что цифровой звук утратил живость. При всём удобстве хранения фонотек на цифровых носителях и перезаписи с одного на другой, бабушкин патефон с пластинками оказался лучше. Вскоре возобновилось производство виниловых грампластинок и проигрывателей к ним. Видимо теперь настала очередь аудиокассет. Второй возможной причиной популярности магнитофонных кассет можно предположительно назвать интерес молодого поколения к звуковоспроизводящей технике времён их дедов и отцов. К концу девяностых годов прошлого столетия большинство граждан отправили магнитофоны и магнитолы на свалку. А те, кто этого не сделал и позволил отлежаться устаревшей аппаратуре в запасниках чулана, на нынешний день стали счастливыми обладателеми ретро-техники. Естественно те, кто эту технику сохранил, или те, кто приобрёл её на “блошином рынке”, имеют желание не только смотреть на то, как магнитофон стоит на полке, но и хотят слушать магнитофонные записи. А современный рынок тут же откликается на спрос. Собственно кассеты для магнитофонов уже изготавливает ряд мировых производителей. Вроде, как делают их и в России. Иногда их можно увидеть на прилавках компьютерных салонов. На вышеупомянутом “блошином рынке” этот товар уходит целыми коробками буквально за копейки. Но там сложно найти чистые кассеты. Как правило старьёвщики торгуют старыми, заезженными кассетами, некоторые из коих даже пальцем не провернёшь.

Реалитетнын вещи всегда были и останутся в тренде. Думаю, что очень большое поколение людей выросли на кассетных магнитофонах, когда воспользовавшись простым карандашом, перемалывали кассет ы, обменивались ими, переписывали и перезаписывает друг у друга. А слушали до такого состояния, что качество начинала визжать, пищать, издавать непонятные звуки. Мой сын, подросток, сказал, что это хендмейд, мы не будем пока хвастаться своим богатством, около 1000 кассет, повременим. Благо дело, в нашей семье и магнитофон есть, круто. Мода возвращается, а воспоминания будут живы вне модных тенденций, это человеческие чувства, память.

Мне кажется, что не всегда прогресс и развитие науки и техники дают должные результаты. Бывает и так, что люди разочаровываются в чем-то сверхновом, а все время возвращаются к любимым старым вещем. Вот так сейчас и происходит со старыми кассетами, с пластинками. Другое дело, что не найдешь уже в магазине иглы для проигрывателя. Но поскольку снова проснулся интерес к пластинкам, возможно, и иглы начнут производить?
У многих людей сохранилась воспроизводящая аппаратура (магнитофоны), а к ним куча кассет. часть из них уже, конечно, размагнитилась, скорее всего, но какая часть сохранилась с записями восьмидесятых – девяностых годов. Это не только ностальгия. Но ведь реально хорошая музыка была и исполнители интересные.
Это как раз то хорошее, что прогресс не стер из памяти людей и не предложил лучшего взамен. Сейчас и молодые люди, считая видеомагнитофоны, магнитофоны раритетом, проявляют к этой технике особый интерес. Потому и возрождается в текущем году эта музыкальная аппаратура, и аудиокассеты к ней.

Читать еще:  Что за оператор VK Mobile и стоит ли на него переходить

Вероятнее всего, по той же причине, по которой виниловые пластинки достали из “сундуков”.) Все новое – хорошо забытое старое, да и любовь к раритету всегда будет актуальна. Думаю, что купить кассеты можно на сайтах, которые размещают частные объявления пользователей или на “блошиных ранках”.

Зачем в 2018 году слушать музыку на кассетах?

Кассетные плееры — это, без шуток, новый винил. Они просто обязаны снова стать модными и престижными. В том, чтобы слушать музыку с кассет есть аналоговая ностальгия, ритуал и даже своя эйфория. Обратитесь к пленке, и вы обнаружите новый мир, а музыка начнет приносить гораздо больше удовольствия.

«Существует ностальгия по тому чувству, когда ты держишь носитель в своих руках», — говорит Стив Степп, президент одной из немногих сохранившихся компаний-производителей аудиокассет. На его лице не злость ретро-динозавра, а довольная улыбка удачливого инвестора. Пока другие фабрики переходили на выпуск CD, Стив выкупал «устаревшее» оборудование.

Стив говорит о постоянном росте заказов. Объемы продаж увеличиваются на десятки процентов ежегодно.

Чтобы понять, откуда вновь берется спрос на кассеты, достаточно развернуть вкладыш с текстами или фотографиями группы. Издания на носителях, как минимум, делают ваш музыкальный опыт более полноценным. И дело не только в том, что кассеты приятно держать в руках и выставлять на полках.

Каждое прослушивание с физических носителей уникально. Аналоговые издания нельзя перезаписывать без потерь качества, а пленка (или винил) имеет ограниченный ресурс. В зависимости от проигрывателя речь может идти о сотне прослушиваний или менее. Но рано или поздно на кассете появятся присущие только ей затирания и артефакты.

Зачем слушать аудиокассеты сейчас?

Кассетный плеер — это срединный путь, золотая колесница аудиофила. Дзен, познанный в добровольном отречении от удобства. В нем есть все худшее от других способов наслаждаться музыкой. Необходимость заботиться о технике, отдельно заряжать аккумуляторы и поиск кассет требуют внимания, словно домашняя система-монстр. А качество звука при этом остается сравнительно невысоким.

Вот из-за этого-то противоречия и возникает парадоксальное очарование.

Сначала кассетник снова заставит тебя слушать музыку альбомами. Переключение композиций невозможно (в отличие от CD-плееров), а перематывать трек совсем неудобно. Плееры и магнитофоны лишены обратной связи с пленкой, дисплей на кассетной технике — редкость. Перематывая трек, ориентируешься на свое ощущение времени и… ты не будешь пользоваться этой функцией.

Учиться слушать альбомы целиком заново — все равно, что бросать курить. Следуя привычке, рука сама тянется перемотать неинтересный фрагмент. Будет непросто, но оно того стоит. Осмелюсь заявить, что это наиболее умный способ слушать музыку. Тем более музыку, записанную в эпоху аналога.

Приведу яркий пример: Роджер Уотерс из Pink Floyd писал Welcome To The Machine как часть альбома Wish You Were Here. Shine On You Crazy Diamond играет первой, описывая потерянного мечтателя, Сида Баррета, бывшего участника группы. Welcome to the Machine и Have a Cigar рассказывают о корысти боссов музыкальной индустрии, напоминающей жадность драгдилеров. Прекрасная Wish You Were Here — фантазия о том, чтобы повернуть время вспять, несбыточная и тоскливая. Вторая часть Shine On You Crazy Diamond завершает историю: все рок-звезды последуют за Сидом Барреттом, просто кто-то окажется в наркотической Вальхалле раньше.

Важность отдельного супер-хита в эпоху кассетных плееров еще не стала догмой, и многие авторы больше думали о целостном восприятии альбома. Творцы прошлого чаще ориентировались на цельную картину альбома, сочетание композиций.

Прослушивание сборника требуют около часа. Это значит, что ты не сможешь потреблять музыку как фастфуд: трек-другой с утра, докинуть свежий клип в обеденный перерыв и что-нибудь на ужин. Уважительное отношение к прослушиванию возвращает романтику, ожидание.

Особо посоветую Pink Floyd — это своего рода Boeing Goshawk или Як-130, тренировочные истребители для тех, кто отвык слушать музыку правильно, но хочет летать высоко.

Что надо знать о кассетном звуке

Записи на компакт-кассетах относятся к так называемому lo-fi (низкое качество, а не жанр электронной музыки), прежде всего, из-за фоновых шумов. Вне зависимости от метода звукозаписи, даже пустые кассеты, если воспроизвести их на достаточной громкости, трещат и шипят.

Но с выпуска первой аудиокассеты прошло 53 года. На 50 лет больше, чем потребовалось американским королям правильного звучания из Dolby Laboratories, чтобы изобрести системы шумопонижения. Наиболее поздняя и совершенная из них — Dolby S (1990), которая вместе с использованием металлических аудиокассет сделает помехи незаметными для самого тренированного слуха.

Компенсировать недостатки носителя можно, хотя эта задача и находится по ту сторону от принципа умеренности. Стоимость пустой кассеты с металлическим покрытием пленки — Тип IV (не производятся более 20 лет) — около 15 долларов, тогда как «простой» Тип I с записью Kiss окажется дешевле в десять раз.

Легендарные проигрыватели магнитных пленок Nakamichi стоят от ста тысяч до миллиона рублей. Другими словами, формат компакт-кассет не является проклятым и низкокачественным. За серьезную цену пленка будет играть не хуже винила.

И, все-таки, что ты получаешь на старте, купив, например, walkman, собранный на границе миллениума? Прежде всего, аналоговый звук. Разница между цифрой и аналогом — тема скользкая, но обойти ее никак нельзя. Аналоговый сигнал является непрерывной волной, которую мы и слышим. Цифровой сигнал — набор точек, по которым преобразователи строят звуковую волну, то есть собирают нули и единицы. Это не дает понимания того, как мы улавливаем одно и другое. Восприятие человеком звука — область исследований психоакустики. И однозначных данных по вопросу нет. Поэтому обозначу лишь то, что различаю сам.

Тумблеры, кнопки, разъемы и поворотный регулятор — нет, это не кабина вертолета, всего лишь Sony WM-D6C. Меню Tape позволяет настроить кассетник под один из трех используемых видов пленки: железо, хром, металл. Dolby NR — меню шумопонижения. Кассеты записывались с использованием одной из трех систем: B, C или S, информация о том какой кодер использовался, печатается на упаковке или самой кассете. Чтобы система работала, проигрыватель должен иметь подходящий декодер. Выпущенный до появления Dolby S-плеер WM-D6C не сможет шумопонижать S-кассеты.

Ключевая разница (на меломанских форумах будет достаточно тех, кто ее слышит) состоит в так называемом «джиттере». Этот эффект ощущается как замыливание, смазанность, а происходит из неточности воспроизведения цифровых данных. Суть искажений в том, что компьютер не знает «сколько время». Электронные часы ПК и смартфонов на кварце недостаточно точны, чтобы сообщать нужный такт.

Для CD-стандарта с частотой 44.1 кГц процессор должен выдать 44 100 «ударов» за одну секунду, с равными интервалами. Ему это не удается. Отклонения составляют мельчайшие доли времени, но в итоге мы получаем тот самый джиттер (от английского jitter: дрожание). Звук получается рваным, треки одновременно спешат и запаздывают на уровне наносекунд.

Проблему решают высокоточные иридиевые либо рубидиевые часы, показатели точности которых на порядок выше чем у кварца. Новое и оттого эксклюзивное решение. Атомные часы — один из главных векторов развития цифровой музыки. Однажды они смогут потеснить винил и пленку, пока же их широкое распространение затрудняется дороговизной.

Vivaldi Master Clock – швейцарские часы для твоих колонок

Конечно, движение пленки в кассетном магнитофоне тоже не будет равномерным. Здесь нарушения такта называются «детонацией» или, на сленге, «аналоговым джиттером». Вызванные колебаниями в работе механизма, ускорениями и замедлениями пленки, они менее заметны, чем цифровое искажение. Эластичная магнитная лента сглаживает опережения и запаздывания. Пленочное звучание воспринимается отчетливым и мягким. Формальное lo-fi внезапно обладает свойствами Hi-End аппаратуры.

Не так уж и важно, что делает аналоговую музыку притягательной: объективная способность нашего слуха или ритуал прослушивания. Даже при условии внезапного разрешения минусов цифрового звука, неплохо было бы подумать, не теряем ли мы что-то, следуя пути упрощения. Инфляция радости — неизбежная плата за перенасыщение, к которому располагает простота стриминговых сервисов.

Почему кассеты снова в моде

В последнее время я стал замечать, что современные музыканты всё чаще выпускают новые альбомы не только на популярных цифровых платформах, дисках, виниле, флешках и даже спиннерах, но и на старых-добрых аудиокассетах.

Неожиданное возвращение давно забытого формата оказалось переполненным интересной статистикой и удивительными фактами. Делюсь ими с вами.

О каком возвращении вообще речь

В 2010 году компания Sony перестала выпускать культовые кассетные плееры Walkman, а само понятие cassete player исчезло из Оксфордского словаря в 2011 году.

Но в 2014 году случилось нечто странное и ошеломляющее — американская компания National Audio Company выпустила и продала более 10 миллионов аудиокассет.

Этот год стал самым успешным для компании с момента её основания в 1969 году. Но не только в США отметили такой неожиданный рост продаж.

В 2007 году в Великобритании было продано всего 205 000 кассет, но в 2015 году их было продано уже 2,1 млн штук — больше, чем за последние 20 лет.

Хронология возвращения

Эпицентр современной кассетной лихорадки оказался в Калифорнии.

В 2007 году Шон Борман и Ли Рикард основали звукозаписывающую компанию Burger Records, быстро ставшую центром местной независимой музыкальной сцены. Им удалось сплотить вокруг себя более 1000 исполнителей и несколько фестивалей.

Изначально они решили выпускать музыку на кассетах, потому что никто другой этим больше не занимался, а для начинающих музыкантов и их поклонников это могло стать отличным и, главное, недорогим способом распространения и прослушивания записей.

Себестоимость одной кассеты находилась в районе $2, тогда как в магазине они продавались по $5 — такая цена всех устраивала.

Успех независимого лейбла не остался незамеченным. В 2015 году к Burger Records обратились парни из Green Day для перевыпуска культового альбома Dookie от 1994 года.

Шон Борман не мог поверить своим глазам и ушам: этот альбом ему включал на аудиокассете ещё его отец, а тут сама группа пришла к нему с таким важным делом.

Но то был уже гребень волны. Популярность к аудиокассетам вернулась чуть-чуть раньше.

Начиная с 2013 года многие музыкальные ритейлеры практиковали так называемые Cassete Store Days для особых ценителей, где люди могли купить редкие записи. До 2014 года эти дни кассетных распродаж не представляли особого интереса для широкой публики, но всё изменилось с выходом саундтрека к первым «Защитникам Галактики».

Интересный маркетинговый ход, напрямую связанный с музыкальной коллекцией одного из героев фильма, возымел плоды. В 2014 году было продано 11 500 копий саундтрека и около 5 000 копий в 2015 году.

Это запустило цепную ностальгическую реакцию. Крупные музыкальные лейблы начали переиздавать не только старые релизы популярных исполнителей, но и выпускать новые. Джастин Бибер, Eminem, Twenty One Pilots, Канье Уест и другие стали издаваться на кассетах.

Читать еще:  Как выйти из почты Яндекс инструкция с фото

Один из альбомов Нелли Фуртадо вообще вышел только на кассетах. Группа Metallica перевыпустила 7-трековое демо 1982 года “No Life ‘Til Leather” тиражом 10 000 экземпляров с воссозданной заново рукописной обложкой барабанщика группы Ларса Ульриха.

Возвращение аудиокассет на рынок официально состоялось. Правда, у современных кассет есть одно важное отличие от кассет далёкого прошлого: новые релизы крупных музыкантов содержат коды для загрузки цифровых версий альбомов.

Кто и зачем стал покупать кассеты

Прежде всего это были поклонники малоизвестных независимых местных групп. Музыканты не могли заказывать большие тиражи кассет, поэтому партии от 100 до 1000 штук оседали в руках немногочисленных фанатов.

Внезапно вернувшийся интерес мейджор-лейблов к аудиокассетам изрядно разозлил некоторых особо фанатичных ценителей и защитников инди-сцены, потому что, по их мнению, привёл поколение молодёжи, не способной оценить всю прелесть подобных релизов.

Треки нельзя переключить. Сменить исполнителя тоже нельзя. Как этим вообще можно пользоваться?

Но когда эмоции поутихли, стало понятно, что на волне хайпа кассеты стали покупать как современные пользователи стриминговых сервисов, узнавшие, что музыка бывает не только в цифровом формате, так и люди возрастом до 35 лет, у многих из которых до сих пор на ходу старые автомобили с кассетными магнитолами.

Что об этом думают зачинщики переворота

Стив Степп, основатель National Audio Company, считает неоспоримой заслугу крупных лейблов, но само по себе возвращение аудиокассет на рынок — однозначной победой независимой сцены.

Начиная с 2006 до 2012 года его компания отмечала постепенный и устойчивый рост интереса к аудиокассетам, но не предполагала, что он станет таким ошеломляющим к 2014-2015 году.

Ретро-революция.

Вот, что произошло, по его мнению. И Степп видит большое и яркое будущее для аудиокассет, потому что люди, которые снова начали их покупать, уже были знакомы с миром цифрового аудио, но предпочли аналоговый звук.

По словам Ли Рикарда, одного из основателей Burger Records, музыка, записанная на кассеты, звучит и ощущается совершенно иначе.

Аудиокассеты компактны, удобны для коллекционирования, часто содержат уникальные обложки, а стоят дешевле чашки кофе. Нет ничего лучше прямой покупки кассет у местных начинающих музыкантов для их поддержки.

«Мы — старая школа. Мы аналоговые. Нам нравится трогать всякие штучки. Чувствовать их. Мы чувствительны и принимаем всё близко к сердцу. При переводе в двоичный код теряется слишком много всего, что невозможно описать простыми словами. Компьютер понимает только нули и единицы. Всё остальное — теряется».

(4.44 из 5, оценили: 9)

“Старички” вернулись: почему все опять полюбили кассеты

МОСКВА, 30 сен — РИА Новости, Ирина Халецкая. Советский фотоаппарат “Зенит” вновь выходит на рынок в 2018-м, а в Санкт-Петербурге перезапущено производство аудиокассет и грампластинок.

Еще два десятилетия назад меломаны избавлялись от устаревшей техники — считалось, что настала эпоха компакт-дисков. На цифровые аппараты перешло и большинство фотографов. Но сегодня аналоговая аппаратура вновь оказалась востребована. Корреспондент РИА Новости выяснила у энтузиастов, почему мир возвращается к доцифровым технологиям.

Кассеты

Четыре года назад Илья Квасов из Санкт-Петербурга организовал выпуск аудиокассет. Началось все банально — он много лет играл в рок-группе и захотел записать свои песни на архаичный носитель. Когда выяснилось, что производства аудиокассет в России нет, Илья решил создать его и назвал Go Tape.

Знаний о производстве кассет и звукозаписи у него не было, пришлось читать статьи в старых журналах и на зарубежных форумах в интернете. В частности, было непонятно, сколько именно нужно кассетной ленты, чтобы записать полноценный альбом. Изучая вопрос, Квасов наткнулся на старый материал о заводе “Славич” в Ярославской области, который в 1993 году закупил итальянское оборудование для производства аудиокассет.

Илья узнал, что позже завод перепрофилировали на выпуск колпачков для майонезных упаковок. Выяснилось, что станки для производства кассет не использовались, некоторые к тому моменту даже отправились на свалку. Квасов вместе с компаньонами Максимом Ивановым и Романом Павловым нашел деньги, приехал на завод и выкупил уцелевшее оборудование.

Новый бизнес первые три года доходов не приносил. Но на сегодняшний день удалось организовать полный цикл производства. Нашлись поставщики и магнитной ленты, и разнообразных корпусов для кассет — от ярко-розового до перламутрового. Работают втроем: Максим Иванов придумывает дизайн и упаковывает готовую продукцию в коробки, Илья и Роман переписывают музыку, которую присылают клиенты. Заказы отправляются по России (Мурманск-Москва-Самара-Екатеринбург-Новосибирск-Якутск-Владивосток), иногда и в другие страны — в Польшу, Японию, Латвию, Германию (помогают многочисленные друзья и знакомые, проживающие заграницей и действующие по принципу “сарафаннового радио”). Записи приходят от независимых лейблов, и непосредственно музыкальных групп. Чужие песни, сборники, а также всё то, что охраняется авторским правом Go Tape не записывает без согласия с правообладателем.

Изначально проект задумывался только как производство, но сейчас в планах — создание лейбла. Компаньоны уверены, что воспроизведение музыки на аудиокассетах – это не просто мода, а возможность слушать музыку в хорошем качестве, а сами аудиокассеты это способ поддержки музыкантов и лейблов, и главное отличная вещь на память.

С ними согласен музыкант, диджей Антон Голиков, который активно пользуется в работе аудиокассетами. Он уверен, что на плохое звучание записей на аудиокассетах в свое время жаловались только те, у кого магнитофоны были некачественными. К тому же зачастую запись искажалась при многократном дублировании, с винила переписывали чаще всего на дешевых вертушках.

Сегодня коллекционеры скупают магнитофонные деки, которым больше 30 лет, чтобы услышать тот аналоговый звук, что дает качественная кассетная запись.

Голиков считает, что музыка 1960-1980-х на CD хуже — оцифровщики первого поколения фактически убили живой звук. Теперь, по его мнению, настала эра “антицифры”, когда настоящий саунд не испорчен.

Фотоаппарат “Зенит”

Легендарный пленочный фотоаппарат “Зенит” выпускался на Красногорском механическом заводе (КМЗ) с 1952 года. С начала 1990-х завод перестал разрабатывать новые модели, а в 2005 году “Зенит” был вовсе снят с конвейера. Правда, производство продолжило работать — выпускало оптические приборы и продавало фотоаппараты, собранные из остатков на складах.

В 2018-м руководство КМЗ намерено возобновить выпуск “Зенита” — по замыслу, это будет новая полнокадровая, беззеркальная и уже цифровая камера. Разработчики хотят сохранить характерный дизайн, эргономику и линии камеры. Именно это, по их словам, сделает бренд “Зенита” узнаваемым. Но начинка будет модернизирована. КМЗ займется оптикой и сборкой камеры, а электроника будет изготавливаться по заказу за рубежом.

Представители завода пока предпочитают не говорить о том, кто может быть потенциальным покупателем обновленного фотоаппарата. Фотограф и эксперт в области продаж оптики и фотокамер Константин Хромов уверен: новая модель вряд ли станет прорывом в фотоиндустрии.

По его словам, у завода нет ресурсов, чтобы сократить 15-летнее отставание от таких лидеров, как Canon, Nikon, Sony, Pentax. Впрочем, у “Зенита” есть и некоторое преимущество — это символ эпохи, известный бренд.

“Пленочная фотография позволяла работать с отпечатком, когда ты сам создавал конечный продукт. Не нужен был фотошоп, количество кадров было ограничено, у фотографа не было права на ошибку. Да и цвета были совсем другие. Скорее всего, “Зенит” заинтересует фотолюбителей, тех, кто хочет казаться модным. На современный лад это называется “быть хипстером”. В сознании покупателей “Зенит” ассоциируется с чувством стиля. Хорошо, если это удастся сохранить в моделях нового поколения”, — говорит он.

Среди достижений “Зенита” прошлых лет — пленочный панорамный фотоаппарат “Горизонт”, который выпускают с 1967 года по сей день. По словам Хромова, у него нет аналогов в мире, его объектив поворачивается на 120 градусов.

Сейчас завод работает над новым панорамным фотоаппаратом, но уже в цифровом формате, который позволит делать снимки в разрешении 4К. Его концепт запатентовали и готовят к выпуску в 2018 году. “Если все получится, это будет настоящим успехом компании, потому что подобного нет ни у кого”, — считает Хромов.

Эксперт уверен, что будущее нового “Зенита” возможно только при хорошем маркетинге: “Знаете, почему люди покупают Hasselblad? Потому что им снимают “крутые” фотографы, и они хотят быть похожими на них. Нужна реклама. Может быть, пусть президенту Владимиру Путину предложат протестировать — это отличный ход”.

Винил

Музыкант Алексей Соболев живет в Санкт-Петербурге и на протяжении восьми лет записывает музыку на виниловых пластинках.

Когда-то он работал диджеем в ночных клубах и играл преимущественно на пластинках. Но потом понял, что музыкального материала не хватает, винил в дефиците и стоит очень дорого. Тогда и родилась мысль о приобретении оборудования для записи пластинок. В Швейцарии он заказал маленький любительский станок, с которого все и началось.

“Я ничего не умел и не знал, помочь было некому, единственным источником информации на тот момент были советские книги, из которых я черпал знания. Оборудование, которое я получил, было любительским. Я был вынужден его дорабатывать, усовершенствовать, чтобы снизить стоимость пластинок и увеличить время записи на них”, — вспоминает мастер.

Основатели кассетных лейблов – о возрождении забытого формата

На эту субботу, 18 апреля, выпадает ежегодный Record Store Day (“День музыкального магазина”). В этот день не только проводят встречи с музыкантами и концерты, но также устраивают ярмарки и распродажи редких записей на физических носителях. О коллекционерах винила мы уже писали, тем более что CD для меломана неактуален, а продажи пластинок держатся на стабильном уровне.

Между тем в игру вернулся забытый формат – аудиокассеты, насчитывающий более чем 50-летнюю историю. Издавать релизы на кассетах любят не только панк-лейблы или лейблы c DIY-эстетикой, но и такие именитые ребята, как, например, Stones Throw. Можно ввести в поисковике “cassete releases”, и вы найдете подборки кассетных релизов за год от самых разных изданий – от The Rolling Stones до FactMag. Что касается кассетных проигрывателей, то их до сих пор производят, а поддержанные можно найти в огромном количестве как в заграничных Amazon и Ebay, так и на Avito. Наши подпольные лейблы также выпускают самую разнообразную музыку – от lo-fi и пост-панка до эмбиент-зарисовок и грязного техно-вайба.

Подо все это подойдет одно-единственное верное определение – “для аудиофилов”. Основатели лейблов рассказали нам, зачем они дали новую жизнь забытому формату.

Иван Афанасьев

Ближайшие релизы: Норвежский звездный дуэт Kvien/Sommer и российский вундеркинд Moa Pillar.

“Мы решили выпускать кассетные релизы, вдохновившись американской и финской психоделическими сценами. Причем если раньше мы сильно мистифицировали формат и поддавались на многие соблазны владельцев домашнего лейбла (например, дружба и тусовка важнее материала или дизайна), то сейчас стараемся издавать шикарную музыку со строгой и скромной подачей.

Сначала скупали кассеты с русской попсой и роком в местных магазинах и перезаписывали, потому купили дубликатор Telex у американского лейбла “2:00AM Tapes” и заказывали бланки, сейчас пользуемся услугами петербуржского завода GoTape. Больше всего заказов из-за границы: Япония, Тайвань, Великобритания плюс чуть-чуть северной Европы и одиночные заказы из США.

Первые в жизни карманные деньги я потратил в Крыму на кассету “Кино” и дал себе обещание собрать все их кассеты. Мне было тогда лет 7. К 8 годам дискография “Кино” была собрана, а к 9 годам – большинство каталога “Гр.Об.”. Параллельно был метал на дисках и вскоре все это вылилось в озабоченность хип-хоп кассетами.

Читать еще:  Скачать Screen Stream Mirroring Pro на андроид v.1.0

Кассеты люблю за ностальгию, звук и дешевизну. Для меня кассета – это артефакт той, другой эры, вызывающий другие ассоциации. Cлушаю их и в пути – у меня есть два портативных плеера Sony. Один из линейки Professional, в тяжелом металлическом корпусе, пишет и проигрывает хромовые кассеты, есть линейный выход. На нем слушаем дома и пишем. Другой – классический Walkman, который иногда можно брать в поездку или на прогулку.

Вообще, аналоговые носители интересны, в первую очередь, фетишистам, гикам, музыкальным фанатам (которые обычно сочетают в себе все три типа). Людям очень важно чувствовать принадлежность к прекрасному. А когда ты научился понимать красоту и глубину музыки, начинаются эксперименты с тем как, на чем и в каких обстоятельствах ты ее слушаешь.

Думаю, что кассетный формат ждут ровные, уверенные продажи на ближайшее время, а потом – постепенная смерть.”

Из наших релизов – Финский дуэт Lichen Gumbo. Эта музыка до сих пор для нас загадка. Я считаю, музыкально это самый сильный релиз лейбла, а по продажам – один из самых слабых.

Tralala Blip – Submarine Love Songs (A Guide To Saints) – австралийская электроника и песни от душевнобольных.

Ous Mal – Riioraa / Viime Talvi (Sweat Lodge Guru) – двойной бокс, который включает ранние работы нашего финского кумира.

Сергей Сабуров

Ближайшие релизы: после того, как первый альбом Pixelord был распродан на виниле, выпускаем версию на белой кассете. Следующий релиз для нас приготовил “813”. Летом также выпустим нашего друга из Токио, Broken Haze, затем вторую часть компиляции #INTERNEGHETTO, уже собираем на нее треки.

“Идея вернуться к формату пришла в 2010 году, но на самом деле я никогда не переставал использовать кассеты: выпускал микстейпы, запаивал их в дешевые китайские плееры с динамиком. Когда мы решили выпустить релиз на Hyperboloid, я просто взял чемодан кассет, которые мне подарили в музыкальном магазине, друг помог с полиграфией, кассетник был дома, в общем – полный DIY. Я думаю, тогда многие восприняли релиз на кассете больше как инфоповод, нежели полноценный источник музыки. Последующие годы показали, что лейблов, выпускающих музыку на пленке, стало в разы больше.

С недавних пор у нас каждый релиз выпускается на кассете определенного цвета и продолжительности. Политика проста: каждый релиз на Hyperboloid сопровождается лимитированным тиражом на кассете. Когда он распродается, то все – никакой дозаписи.

Раньше мы заказывали кассеты в Великобритании, записывали и собирали сами, но с недавнего времени пользуемся услугами петербургской GoTape. Примерно 80 процентов заказов мы отправляем по всему миру, 20 процентов приходится на Россию. Как ни странно, у нас предпочитают купить релиз в магазине или на вечеринке, даже если это дороже онлайн-покупки.

Моя любовь к кассетам началась с того, что мне сосед дал погонять портативный кассетник “Электроника”, не помню модель. Кассетник я, правда, сломал – мне было лет пять – но музыку слушать не перестал. В основном, я брал пластинки у друзей переписать или записывал сборники с телевизора. Получалось много польского и русского синти-попа. Первая любимая кассета у меня ассоциируется не с музыкой. Она была японская и очень длинная – 90 минут! Я ее записал раз 100, наверное, но в итоге магнитофон ее сжевал и проглотил. Но в целом мне очень не нравились кассеты с пленкой типа II, хром – уж больно неприятный запах.

У меня есть крутая кассетная дека Teac, которую мне дал погонять Гарин. На ней записана не одна сотня кассет за последние пару лет. Сейчас у меня нет Walkman’а, но на днях листал объявления на “Авито”, искал причудливой формы плееры, так что скоро начну закупаться.

Сегодня уже нельзя воспринимать кассеты без налета ностальгии . Для меня это воспоминания детства, первая редкая музыка, которую я никогда раньше не слышал. Мы обменивались записями, составляли сборники, саундтреки своего детства. А так это компактный, аналоговый источник звука интересной формы и содержания. Выпустить кассету в отличие от винила стоит очень недорого, а компакт-диски я не люблю.

Интерес к кассетам во многом поддерживается меломанами , которых не устраивает виртуальность цифровой музыки, им нравится иметь специальные или эксклюзивные версии любимых альбомов. Их, как оказалось, миллионы. Отчасти это связано и с ностальгией, и с трендовостью, но также с потребностью осязания музыки, своего рода музыкальный фетишизм.

Я думаю, кассетные релизы останутся в своей нише. В определенных субкультурах от кассеты как источника музыки вообще никогда не отказывались, ну и там, где ценится DIY. Наверное, текущий бум спадет, многие наиграются, да и часть оборудования развалится, ведь все записывается на старых заводах и агрегатах. Но пока есть рабочие кассетники – а их сотни миллионов по всему миру – всегда можно будет записать любимую музыку на кассету и подарить ее другу.”

Из наших релизов мне, пожалуй, больше всего понравилось оформление #INTERNETGHETTO #RUSSIA. Да еще и на зеленой кассете и виниле – мой любимый цвет.

Ближайшие релизы: в первой серии – восемь релизов. Вторая запустится летом или ранней осенью, это будут кассеты от Love Cult и Никиты Бугаева, молодого музыканта из Иркутска. До конца года выйдет еще несколько пленок, все от сибирских музыкантов.

“Нам хотелось выпускать музыку на носителях, чтобы релизы можно было подержать в руках, а денег на винил не было. Первая серия кассет продалась подчистую, некоторые сейчас приходится допечатывать, потому что очень велик спрос. Сейчас мы готовим вторую серию с новым, более “фирмовым” оформлением, с тиражами по 50 штук. Хочется отойти от этой стилистики DIY на коленке, надоело.

Раньше кассеты заказывали в Нью-Йорке и Великобритании, пока не появилась питерская студия Go Tape. Думаю, их появлению мы и обязаны кассетному буму на Руси. Однако четыре из пяти заказов приходятся на заграницу.

Началось у меня все с увлечения музыкой. Я родился в 80-х и жил в глубинке, там не было дисков. А кассета – это физический носитель, который намного дешевле винила и интереснее, чем компакт-диск. Например, в качестве артефакта уже, казалось бы, ушедшей эпохи, который к тому же можно интересно оформить.

На самом деле главное – чтобы было как можно больше хорошей музыки, а на каком носителе – вопрос уже вторичный.”

Unknown

Ближайшие релизы: buttechno, mm7zl и еще пара мощных релизов, названия которых пока остаются в тайне.

“Насчет кассетной романтики ничего сказать не могу. Мы запустили лейбл около года назад, а кассеты стали издавать, просто потому что это дешево.

Вообще, кассеты – прошлый век. Я хочу делать качественные виниловые релизы наших молодых талантов, но пока на это нет денег.”

Иероним Кандинский

Ближайшие релизы: релизов ожидается много и на разных носителях, в том числе дискетах, микрокассетах, саундбоксах с самодельными синтезаторами, бобинной пленке, пластинках и т.п.

“В нынешнем виде именно “релизы” начали выпускать чуть больше года назад, изначально просто нравилось записывать музыку на кассеты. Это во многом удобнее, чем на цифру, поскольку создает готовую физическую копию, которую к тому же можно оформить кучей различных способов. Степень свободы в оформлении кассеты как арт-объекта на порядок выше, чем, например, у CD. К тому же сама пленка скрадывает часть частот, которые при прослушивании только мешают, по крайней мере нам. Мы стараемся не только сформировать какую-то общность локальной сцены, но и создать связь каждого релиза с автором либо посредством использования генетического материала автора в оформлении, либо авторские рисунки и тому подобное.

Основная идея была в том, что в последние лет 20 абсолютно вся музыка превратилась в говно, хотя не все это заметили. Мы интуитивно почувствовали, что это произошло именно в момент отказа от физического носителя музыки, она слишком обесценилась при появлении возможности скачать абсолютно все, вне зависимости от того, за деньги или нет. Элемент неизвестности и непредсказуемости убила массовость и универсальность – The Beatles и Elvis в любом уголке мира.

Мне кажется, что это следствие некоего более глобального процесса, окончания эпохи централизированного снабжения людей информацией, совпадающего с переходом из индустриальной в пост-индустриальную стадию развития. В принципе, у каждого сейчас есть свой “лейбл” – страница в Soundcloud, на Bandcamp или “ВКонтакте”, куда можно выложить то, чем хочешь поделиться. Но опять же, как бы парадоксально это не звучало, публикация музыки методом записывания кем-то вручную дома 20 кассет воспринимается более серьезно, чем просто выкладывание в профиль файлов.

“Оборота” кассет у нас нет, мы в основном меняемся ими с другими лейблами, дистрибьюторами или коллекционерами, но вся эта кассетная волна – это затянувшаяся шутка, ответ условного “андерграунда” условному музыкальному “истеблишменту” и индустрии. Сложно сказать, каково оно все для остальных кассетных лейблов, но для нас это все довольно несерьезно, просто увлечение, на которое не нужно тратить денег и существенных моральных ресурсов.

Все оборудование у нас отданное друзьями или родственниками, а частично – с помойки, кассеты мы перерабатываем, то есть записываем поверх советской эстрады нойз, в чем тоже есть определенное удовольствие и определенная доля желания повторно использовать ненужный шлак, который никак по-другому не переработаешь. Оформление мы стараемся делать из подручных материалов, частично тоже с помоек и барахолок. Все назло потенциальному зрителю или дистрибьютору, поскольку сложно коммерциализировать релизы из мусора, которые почти невозможно послушать.

Мне лично нравятся как раз релизы с зубами и волосами , а также то, что послушать нельзя вообще – например, кассета в железной рамке, в ней остается некая интрига навсегда, я точно знаю, что на ней записан целый мини-альбом, но я его не слышал, поскольку делал ее автор.

Кассеты можно любить за многое, но мне лично нравится их абсурдность, какая-то пленка и куски пластика – для людей лет через 20 это будет почти как восковые цилиндры. Я лично довольно часто слушаю кассеты, иногда в пути на плеере. Иногда надо мной даже пенсионеры в метро смеются, но часто слушать кассету приятнее и интереснее, чем просто mp3. Кассета – это противоположность винилу, он предполагает дорогое заводское производство, дорогое оформление, авторские права, высококачественный звук и определенную долю коммерции, поскольку нужно отбивать издание.

Эстетика кассетного издательства с хендмейд-оформлением – это ближе к самиздату , причем не позднесоветскому, а скорее к футуристам начала века, хотя некоторые, вероятно, воспринимают это все по-другому. Интерес к аналоговым носителям – это все то же следствие глокализации, дробления рынка на микрониши, порожденное техническими возможностями интернета, пока это узкосубкультурная вещь, и скорее всего такой она и останется, но это в любом случае интересно довольно широкому кругу коллекционеров, поскольку это нечто новое в музыкальной сфере. Локальные сцены и небольшие полудомашние лейблы – это глобальный тренд, таких множество и в европе и в штатах, но даже с винилом, ввиду слабого коммерческого потенциала, кассетное издательство вряд ли когда-то сравнится по объемам выпускаемой продукции или продажам.”

голоса
Рейтинг статьи
Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов: