Система ГЛОНАСС на автомобиль — не роскошь, а необходимость
Система ГЛОНАСС что это и как работает
Что такое ГЛОНАСС сегодня знают многие. Но как именно работает эта система, для чего она предназначена и что необходимо для ее эффективного использования, часто остается «за скобками».
Расценивать систему ГЛОНАСС просто как систему спутниковой навигации — значит, предельно упрощать ее функционал. Сегодня она может использоваться не только военными (как это было изначально задумано), но и владельцами коммерческих предприятий, а также рядовыми автолюбителями.
Что такое ГЛОНАСС и как работает система?
ГЛОНАСС – это российская разработка, которая обеспечивает точное позиционирование объекта в пространстве с минимальной погрешностью. Для определения координат используется специальное оборудование, которое при поддержке наземной инфраструктуры связывается с сетью спутников, выведенных на околоземную орбиту.
Принцип работы системы:
- На объект, координаты которого необходимо определить, устанавливается приемно-передающее устройство – терминал.
- Для позиционирования терминал подает запрос на спутники. Чем больше спутников ответят на запрос (в идеале – не менее 4), тем точнее будут определены координаты.
- Ответный сигнал поступает в терминал, программный комплекс которого анализирует время задержки для разных спутников. На основе анализа ответной информации определяются координаты объекта, на котором установлено приемное оборудование.
При постоянной работе терминала (т.е. регулярной отправке запросов и анализе ответов) система ГЛОНАСС может определять не только положение, но и скорость движения объекта. При движении точность позиционирования снижается, но все равно остается достаточной для того, чтобы навигационное оборудования могло выполнить привязку координат объекта к электронной карте местности и построить маршрут.
Сравнение с основным аналогом — системой GPS
Дать полный ответ на вопрос «Что такое ГЛОНАСС?» невозможно без сравнения его с «ближайшим конкурентом» — системой глобального позиционирования GPS. Работы над обеими системами начались в СССР и США примерно в одно время – в начале 80х годов прошлого века. После того как спутниковая навигация вышла из-под полного контроля военных и стала применяться в коммерческих целях, ГЛОНАСС и GPS развивались по достаточно схожим сценариям.
Обе системы работают на базе группировок из 24 спутников на геостационарных орбитах. Но есть у них и отличия:
- Российские спутники двигаются в 3 плоскостях (соответственно, 8 аппаратов на одну орбиту).
- У спутников GPS выделено 4 орбиты по 6 аппаратов в каждой.
- Погрешность позиционирования у GPS несколько ниже, но обе системы достаточно точно определяют координаты.
- Основное преимущество GPS — практически 100% покрытие территории земного шара. ГЛОНАСС полностью покрывает территорию РФ, но за пределами Российской Федерации есть участки, в которых сигнал от спутников очень слабый или полностью отсутствует.
- Также есть нюансы технического характера: сервис из США использует кодировку CDMA, российский — более сложную и потому более энергоемкую кодировку FDMA. Из-за этого срок эксплуатации спутников ГЛОНАСС сокращается, так что возникает потребность в более частом выводе техники на орбиту.
Сложно говорить об однозначном преимуществе одной из двух описанных навигационных систем. Тем более что чаще всего оборудование для удаленного позиционирования делают комбинированным: оно может работать как со спутниками GPS, так и с аппаратурой ГЛОНАСС.
Сфера применения
Аппаратура и программное обеспечение, которое дает возможность определять местонахождение объекта с помощью спутниковой сети, может решать несколько задач.
Основная функция, которую выполняют бытовые терминалы ГЛОНАСС — глобальная навигация для транспорта. Такое оборудование представляет собой усовершенствованную карту: координаты, определённые терминалом, накладываются на план местности и показывают оптимальное направление движения к заданному пункту.
Кроме этого оборудование может использоваться:
- В системах мониторинга транспорта. Предприятия, вынужденные отслеживать движение множества транспортных средств (автобусы для перевозки пассажиров, грузовики) по регулярным или нерегулярным маршрутам, получает возможность в любом момент увидеть, где находится та или иная машина. Для этого автомобили оснащаются ГЛОНАСС-терминалами, которые подключаются к программному обеспечению.
Кроме непосредственного отслеживания перемещения техники диспетчер получает возможность контролировать соблюдение скоростного режима, режима труда/отдыха шофера, сохранности груза в холодильных отсеках рефрижераторов, уровня горючего в баках/цистернах. Для решения этих задач может устанавливаться дополнительное оборудование, которое подключается к разъемам терминала.
- В беспилотных автомобилях. Для беспилотников спутниковая система навигации наряду с сенсорами, которые считывают параметры окружения – основные управляющие элементы. Такое оборудование уже производится и проходит испытания — в том числе на трассах РФ. Эксперты прогнозируют рост доли беспилотной техники на дорогах уже в ближайшем будущем.
- В противоугонных системах. ГЛОНАСС-трекер, скрытно установленный в машине, может подать сигнал тревоги, если координаты автомобиля изменяться без ведома хозяина. Кроме того, оборудование может периодически посылать сообщения с указанием местонахождения авто – это облегчит владельцу или представителям правоохранительных органов поиск украденной машины.
ГЛОНАСС для контроля транспорта
Если в сегменте систем навигации для водителей GPS традиционно остается более популярным, то ГЛОНАСС занимает более выгодную нишу в коммерческом сегменте. Связано это с активным развитием систем удаленного мониторинга транспорта.
Такие системы традиционно включают сеть ГЛОНАСС-терминалов, установленных на технике, и диспетчерское программное обеспечение. Внедрение мониторинга предусматривает его интеграцией с логистической схемой предприятия.
Основная задача – координация работы транспортного департамента и отслеживание движения автомобилей, перевозящих пассажиров или грузы, в режиме реального времени. Координаты каждой машины определяются по спутнику с установленным интервалом и накладываются на карту, потому диспетчер или руководитель департамента получает максимально объективную и оперативную информацию.
Кроме этого, мониторинг транспорта может использоваться для:
- Повышения уровня дисциплины. Навигационный терминал отслеживает движение машины по маршруту, исключая нецелевое использование техники и простои. Любая незапланированная остановка или отклонение от маршрута должны быть мотивированы водителем, причем связаться с ним диспетчер может сразу при обнаружении нарушения.
- Повышения безопасности движения и снижения аварийности. Система ГЛОНАСС дает возможность контролировать скорость движения, сигнализируя диспетчеру о превышении скорости. Кроме того, мониторинг позволяет отслеживать переработку для соблюдения режима труда и отдыха. Это не только снижает риск аварий из-за переутомления, но и гарантирует отсутствие штрафов при проверке показаний тахографа.
- Контроль уровня горючего. Установка датчиков уровня топлива с подключением их к терминалу практически полностью исключает возможность хищения ГСМ.
Что такое ЭРА ГЛОНАСС?
Система определения координат с помощь спутников ГЛОНАСС может решать и еще одну задачу – экстренное оповещение об аварии. Для этого в машину устанавливается терминал ЭРА-ГЛОНАСС (УВЭОС) с SIM-картой для работы в мобильной сети, и «тревожная кнопка» для вызова диспетчера.
Если машина оборудуется ЭРА-ГЛОНАСС при производстве или поставке в РФ, то кроме терминала с кнопкой вызова в нее устанавливаются также датчики, реагирующие на повреждения и автоматически подающие сигнал тревоги при ударе или перевороте.
Основная задача системы — оповестить экстренные службы (ДПС ГИБДД, МЧС, Скорую Помощь) о ДТП, передав им координаты места аварии и базовые сведения о машине и пассажирах. При этом сигнал о произошедшем принимает диспетчер колл-центра, он же передает полученные сведения спасательным службам.
Особенности работы экстренного информирования
- Сигнал тревоги может быть активирован автоматически (сработал датчик удара/переворота) или в ручном режиме (водитель либо кто-то из пассажиров нажал кнопку).
- После того как сигнал поступит в колл-центр, диспетчер связывается с машиной в голосовом режиме (конструкция терминала включает динамик и микрофон). Это необходимо для исключения ложных вызовов или случайных срабатываний кнопки «SOS».
- Если ответ не был получен, или водитель подтвердил факт ДТП, информация передается спасательным службам.
Автоматическая работа системы минимизирует время между аварией и прибытием помощи на место происшествия. Это значительно снижает смертность на дорогах, потому что у Скорой Помощи и спасателей появляется больше времени на оказание квалифицированной помощи.
Надежность системы очень высока: терминалы снабжаются автономными источниками питания, и даже при обесточивании бортовой сети во время аварии они сохраняют работоспособность в течение минимум нескольких часов. Этого вполне хватает для определения координат, а также для связи с колл-центром.
SIM-карта, установленная в терминале, обеспечивает устойчивую связь с диспетчером везде, где есть покрытие мобильной сети. Для обеспечения надежной связи приборы комплектуются эффективными антеннами для сотовой связи и спутников ГЛОНАСС. Обычно при хорошем качестве сигнала данные передаются по GPRS (используется 3G модем), при проблемах со связью терминала может отправлять служебные SMS с основной информацией для экстренных служб.
И сам сеанс связи с диспетчером, и вызов помощи путем активации экстренного информирования спасательных служб полностью бесплатны.
Какие данные собирает ?
УВЭОС обязательны к установке для всех автомобилей, которые выпускаются в обращение на территорию РФ. Но если новые машины оснащаются терминалами, тревожными кнопками и датчиками на производстве, то при импорте техники владелец обязан за свой счет установить ЭРА-ГЛОНАСС, иначе эксплуатировать машину в РФ будет невозможно.
Один из аргументов против оборудования автомобиля ЭРА-ГЛОНАСС – возможное отслеживание перемещения техники по спутниковой сети (т.е. незаконная передача личных данных спецслужбам) или прослушка салона. На практике же в терминалах не реализована функция трекинга, потому без ведома владельца отследить движение машины нельзя.
По информации производителей, терминал собирает и передает только такие данные:
- Координаты места аварии.
- Скорость на момент аварии.
- Тип срабатывания сигнала тревоги (датчик удара/переворота, принудительный вызов).
- Данные о машине: номер, марку, тип двигателя (бензин/дизель).
- Количество пристегнутых ремней безопасности.
Также службам спасения передается информация, полученная диспетчером при разговоре с водителем.
Сегодня ГЛОНАСС — это не просто навигатор, который позволит не потеряться на незнакомых дорогах. Возможности спутникового позиционирования куда шире, и воспользоваться ими может как рядовой автовладелец, так и руководитель коммерческого предприятия с обширным парком автомобилей.
На какие машины разрешили не устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС?
Речь идёт о «бэушных» праворульных иномарках, которые «частники» из Дальнего Востока ввозят в Россию в личных целях. Установлены ограничения.
Премьер-министр РФ Дмитрий Медведев утвердил временный порядок ввоза в страну подержанных иномарок с правым рулём. Он действует для жителей Дальневосточного федерального округа (ДФО) и для тех, кто планирует сюда переехать. Важно то, что устанавливать ЭРА-ГЛОНАСС не придётся тем, кто ввозит не более одной машины в год, причём, для собственных нужд: сам купил, сам зарегистрировал, сам ездишь.
Такое ограничение не даёт возможности сэкономить на установке устройств ЭРА-ГЛОНАСС тем, кто закупает машины с пробегом за рубежом, чтобы продавать их в России. Кстати, на оснащение каждого автомобиля жители Дальнего Востока тратили примерно 35 тыс. рублей. Также это занимало и время – около двух недель.
Новые правила распространяются на праворульные ТС категорий M1 и N1, то есть на легковые автомобили, в которых не более восьми пассажирских мест, а также на лёгкие грузовики с допустимой максимальной массой не более 3,5 тонн. В ПТС этих машин поставят отметки об отсутствии устройств для вызова экстренных служб.
Временный порядок рассчитан на один год. Он вступит в силу через пять дней с момента подписания, то есть ввозить и регистрировать «прули» с пробегом без ЭРА-ГЛОНАСС жители ДФО смогут уже в начале следующей недели.
Решение о введении нового порядка Дмитрий Медведев принял после встречи с врио губернатора Приморского края Олегом Кожемяко и вице-премьером — полпредом президента РФ в округе Юрием Трутневым. Любопытно, что отменить обязательную установку терминалов ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые иномарки было решено не только для того, чтобы снизить расходы населения. Была и другая, более объективная причина.
Так, по словам Юрия Трутнева, из-за того, что установка оборудования осуществляется не на заводе, система не интегрируется в систему безопасности автомобиля. В итоге она не срабатывает на удар или опрокидывание машины, то есть, по сути, не работает, как должна бы. Напомним, каждый установивший прибор ранее, заплатил за это из собственного кармана.
Не совсем ясно, что теперь будет с теми, кто ежегодно ввозит в страну больше, чем один автомобиль. Судя по всему им придётся платить за установку, по факту, не работающего как надо прибора. Вероятно, это поможет продолжать «держаться на плаву» тем компаниям, которые получили лицензии на то, чтобы устанавливать терминалы ЭРА-ГЛОНАСС на ввезённые в страну «прули».
ГЛОНАСС – в каждую машину за счет владельца
Навигаторами ГЛОНАСС сегодня в массовом порядке оснащают автомобили государственных служб и компаний. Но вскоре “ЭРА-ГЛОНАСС”, автоматическая система оповещения об аварии, будет принудительно устанавливаться на ВСЕ частные машины — выпускаемые в России, ввозимые из-за рубежа и самое страшное — на уже находящиеся в собственности граждан! Что ждет автовладельцев? F5 провел собственное расследование.
Многие СМИ уже развели панику, поддержанную тысячами автовладельцев. В качестве примера того, о чем идет речь, процитирую газету МК, которая пишет:
“. С 2011 года, грозится Путин, большой перечень транспортных и других технических средств должен будет в обязательном порядке оснащаться ГЛОНАСС. Это уже дело решенное. В первую очередь принудиловка коснется водного и железнодорожного транспорта. А к 2012 году — всех новых машин.
Но это не означает, что и простых смертных в конце концов не обяжут приобретать авто с ГЛОНАСС. Как пояснили МК в компании “Навигационные информационные системы”, федеральном операторе ГЛОНАСС, речь идет о поэтапном подключении к системе ВСЕХ авто. Очевидно, госмашины — только первый этап”.
Давайте разберемся в вопросе подробно.
ЧТО ТАКОЕ “E-CALL”?
E-Call, аналог которого сейчас создается в России под именем “ЭРА-ГЛОНАСС”, — проект Еврокомиссии, направленный на снижение смертности от ДТП посредством ускорения прибытия помощи. Предполагается, что на всех автомобилях будут установлены специальные электронные блоки, которые будут в автоматическом режиме передавать координаты попавшей в аварию машины службам спасения. Сейчас европейский проект в стадии эксперимента и начала внедрения — многие автоконцерны уже подтвердили свою готовность оснащать новые машины электроникой для E-Call, и в ближайшие годы ВСЕ новые авто без исключения должны будут иметь такую сигнализацию. Полномасштабное разворачивание системы запланировано на 2014 год.
Система, установленная на автомобиле, постоянно определяет собственные координаты по сигналу от спутника и при необходимости отправляет их по каналу сотовой связи куда запрограммировано. Если происходит авария, то E-Call АВТОМАТИЧЕСКИ, без участия водителя, связывается с централизованным диспетчерским центром Службы спасения по телефону 112 и отправляет им координаты места происшествия. В результате спасатели тратят намного меньше времени, чтобы добраться до пострадавшего, ведь пока раненный человек пытается найти телефон (если вообще он способен это сделать!), сообразить, где он находится и т.д., уходят драгоценные минуты. В многолюдном городе система ускорит приезд спасателей и медиков незначительно, но и это очень важно. А вот при сходе в кювет на ночном пустынном загородном шоссе, потерявший сознание водитель и вовсе может получить помощь лишь благодаря E-Call.
Впрочем, подобная система — не эксклюзив от ее разработчиков, а идея, лежащая на поверхности. Поэтому в качестве опций аналогичные функции доступны в моделях BMW, Volvo и других автобрендов. Но опцию можно как заказать, так и игнорировать, а преимущества же E-Call — в ее глобальности и массовости за счет принудительного оснащения ей новых авто, в которых E-Call будет установлен по умолчанию, как сегодня ремни безопасности.
ЧТО ТАКОЕ “ЭРА-ГЛОНАСС”?
“ЭРА-ГЛОНАСС” — общероссийский проект, аналогичный E-Call. Отечественный вариант должен стартовать с 2013 года. Каких-либо технических или идеологических отличий от европейской системы в “ЭРЕ” не замечено, поэтому в подробности вдаваться смысла нет.
Проект государственный, под кураторством правительства РФ. Исполнителем проекта правительство назначило Федерального сетевого оператора НИС ГЛОНАСС. А вот тут начинается самое интересное.
НИС ГЛОНАС создано Федеральным Космическим Агентством и “АФК Система” — российской финансово-промышленной группой, известной в первую очередь, как владелец сотового оператора МТС. Деятельность “Системы” славится агрессивностью, настойчивостью и плотными контактами с властью, а также весьма своеобразными идеями и планами руководства входящих в нее структур. Характерный пример по теме — недавно руководители того же НИС ГЛОНАС на встрече с Путиным, не моргнув глазом, предложили тому издать закон о… запрете продаж в России навигаторов, не имеющих возможности работать с ГЛОНАСС — то есть, 99% всех продаваемых в стране автонавигаторов и 100% мобильных телефонов со встроенной навигацией! Неслабая такая попытка пролоббироваться, не правда ли? 🙂
В дальнейшем, как вы понимаете, от людей, официально высказывающие столь неадекватные вещи, хорошего ждать не приходится — а ведь именно от них будет зависеть порядок сумм, которые владелец нового авто переплатит в салоне, а владелец ненового — заплатит отдельно! Пока еще никто не подписал указ о повальной “глонассизации” частных авто, но ведь все понимают, что отказаться от столь лакомого пирога, как принудительная установка некого недешевого девайса в каждую машину страны, отказаться очень сложно, тем более, что делать это можно под флагом борьбы за безопасность и наше с вами здоровье.
Кстати, помимо оснащения миллионов машин “железом” тут, кстати, четко видится еще один неслабый гешефт компании “АФК-Система”, которая наверняка пролоббирует подключение всех приборов “ЭРы” к своей сети МТС. Понятно, что эти “симки” будут функционировать без оплаты, ибо звонить смогут лишь в автоматическом режиме на бесплатный номер, типа 112, но само производство и реализация по меньшей мере 33 миллионов сим-карт (без малого столько автомобилей статистика насчитывала в России в 2010 году) — “хорошая прибавка к пенсии” :-). Плюс государство наверняка будет ежегодно башлять бюджетные средства на то, что эти 33 миллиона симок будут обслуживаться в сети МТС.
УСТРОЙСТВО СИСТЕМ “ЭРА-ГЛОНАСС” И E-CALL
Мы попросили специалиста по установке дополнительного электронного оборудования автомобилей ознакомиться с работой E-Call и “ЭРА-ГЛОНАСС”, и после этого нарисовать схему установки системы в автомобиле, а также прикинуть ее сложность, стоимость и цену установки. Вот что получилось:
Блок “ЭРА-ГЛОНАСС” — небольшая коробочка, которая имеет в своем составе GPS-приемник и модуль мобильного телефона. Пока все в порядке — он постоянно принимает сигналы со спутников GPS и знает, где он находится, но ничего не предпринимает. При срабатывании во время аварии он сам дозванивается до спасателей и передает им координаты места происшествия.
Устройство может устанавливаться практически в любом месте автомобиля — под торпедо, в нише багажника и т.д. Для работы встроенного навигационного приемника, принимающего сигналы со спутников, системе требуется выносная антенна, представляющая собой небольшую блямбу, наклеиваемую изнутри на лобовое стекло. Для работы встроенного модуля сотового телефона, посредством которого отправляется инфо о координатах, также требуется соответствующая антенна.
Устройство срабатывает при аварии, и сигнал на срабатывание оно получает от штатного датчика подушки безопасности (SRS). Стало быть, девайсу требуется подключение к системе SRS. Но не все автомобили обладают подушками — в этом случае в девайсе ставится собственный гиро-датчик. Впрочем, подушки или датчик могут не сработать при легкой аварии — на этот случай на приборную панель выводится кнопка, которая включает режим голосовой связи с оператором Службы спасения.
Система может, теоретически, быть упрощена за счет лишения ее микрофона и динамика для голосовой связи со спасателями, а также за счет встроенной GSM-антенны вместо внешней. Впрочем, от выносной антенны для приемов сигналов ГЛОНАСС избавиться не удастся — ей нужно видеть небо. (Попробуйте включить GPS навигатор и положить его в багажник — вы сразу же услышите сообщение “Пропал сигнал GPS!”)
Стоимость компонентов системы при массовом производстве, по предварительным прикидкам, не должна превышать 100-150 $. При обязательной установке производители автомобилей, по идее, не должны поднимать цену на новые машины выше себестоимости компонентов — наживаться на устройствах для безопасности базового уровня как бы моветон. Тем более, что установка “ЭРы” в условиях заводской сборки ничуть не сложнее установки какого-нибудь датчика дождя. Но при дооснащении “ЭРой” уже купленного автомобиля с пробегом без услуг автосервисов (да не абы каких, а имеющих соответствующую лицензию!) не обойтись. Подобные работы по сложности сопоставимы с установкой противоугонной сигнализации, однако стоимость рассчитывается индивидуально — в маленьком сервисе на ВАЗ-2105 или Рено Логан можно поставить “ЭРу” за сумму 3-5 тыс. рублей, официальный дилер попросит за эту же работу 10-15 тыс. рублей, а протянуть же все эти провода в потрохах машины представительского класса стоит и вовсе на порядок дороже.
ТАК ЧЕГО ЖЕ ЖДАТЬ АВТОВЛАДЕЛЬЦАМ?
Евгений Белянко, главный конструктор компании M2M (одной из крупнейших российских компаний в сфере разработки ГЛОНАСС-навигации для транспорта и которая в свое время первой предложила проект того, что сейчас называется “ЭРА-ГЛОНАСС”) рассказал F5 вот что:
— Впервые на национальном уровне разрабатывается настолько серьезная и сложная глобальная система, и это очень хорошо. Вокруг “ЭРы” много домыслов, которые НИЧЕМ НЕ ПОДТВЕРЖДЕНЫ, ибо как она будет работать — пока не знает никто. При этом уже звучат ничем не обоснованные цифры, типа цены в 0,5% от стоимости автомобиля, подсчитываются грядущие прибыли установщиков и т.д.
Именно сейчас идет формирование нормативной базы, ежедневно проходят консультации и переговоры с автопроизводителями, дилерами и т.д. Именно сейчас определяется тот вопрос, который волнует всех — появится ли требование установки “ЭРы” на уже имеющиеся в собственности граждан автомобили, или с такой системой пойдут лишь новые авто, с расчетом на естественную замену старого автопарка.
В плане же железа система рассчитывается на массовое производство, поэтому она должна получиться максимально универсальной и простой в установке, с минимумом проводки и монтажных работ, с невысокой стоимостью в несколько тысяч рублей. Практическая же польза от нее будет очень значительной.
Сама по себе идея повального оснащения машин системами автоматического сообщения о происшествии — мудрая и полезная. Лично я прекрасно помню ситуацию, происходившую непосредственно со мной — как я, разбившись на федеральной трассе, пытался в стрессовом состоянии разобраться, как дозвониться в ГАИ, а потом с трудом объяснял им, что нахожусь где-то на пустой дороге между городами А и Б… “Эра” или “Е-Колл” меня бы сильно выручили.
Другой вопрос в том, что всех нас стремятся железной рукой загнать к счастью на наши же с вами деньги. Приемлемо ли это? Государство, обязанное заботиться о продлении жизни налогоплательщиков (перечеркнуто), электората (перечеркнуто), этого быдла (перечеркнуто) своих граждан, может и имеет право диктовать условия — с примерами каждый из нас сталкивается регулярно. Это и обязательный техосмотр транспортных средств, обязательное наличие ремней безопасности и аптечки, и т.д. Так что, вроде бы, приемлемо. Все упирается в цену и продуманность всей инфраструктуры и нормативов, которыми должна обрасти столь глобальная система. А вот это у нас всегда изобилует просчетами и недоработками.
Мифы, факты и неизвестные возможности системы «ЭРА-ГЛОНАСС»
Несмотря на то, что российские ученые, как известно, самые лучшие ученые в мире, сделать из устройства вызова системы «ЭРА-ГЛОНАСС» прибор для слежки за водителями то ли не смогли, то ли задачи такой не стояло. Мы поговорили с представителями АО «ГЛОНАСС», являющегося оператором системы «ЭРА-ГЛОНАСС» и выяснили все подробности о принципах ее работы и о том, что она умеет делать на самом деле. Как оказалось, возможностей у системы множество — о них и расскажем.
Как это работает
Если в двух словах, то экстренный вызов через устройство «ЭРА-ГЛОНАСС» аналогичен вызову по номеру 112 с мобильного телефона. Но на этом сходства заканчиваются. Сам модуль, как правило, глубоко интегрирован в конструкцию транспортного средства и существенно отличается по стойкости к механическим воздействиям и ударам, так как должен сохранять работоспособность даже при очень сильном ДТП. Корпус модуля имеет степень защиты не менее IP57. Внутри установлен сим-чип, с помощью которого и осуществляется экстренный вызов по сети одного из федеральных сотовых операторов, который автоматически выбирается по самому высокому уровню сигнала. Так достигается максимальная зона покрытия.
Именно благодаря сотовой связи модуль устанавливает связь с оператором фильтрующего контакт-центра системы «ЭРА-ГЛОНАСС», но это происходит лишь в момент нажатия кнопки экстренного вызова или в момент серьезного ДТП, когда модуль срабатывает автоматически.
Необходимо отметить, что автоматический вызов получает наивысший приоритет — эти запросы не требуют дополнительной обработки и сразу переводятся в службы экстренного реагирования. Время, необходимое для передачи информации о ДТП в Систему-112, не превышает 19 секунд. Ровно через столько времени сигнал доходит до конечного получателя — служб экстренной помощи — но лишь в тех субъектах РФ, где обеспечено постоянное информационное взаимодействие ГАИС «ЭРА-ГЛОНАСС» и Системы-112. Отметим, что координирует действия по созданию и развитию данной системы МЧС. В остальных регионах процесс может занимать 2-3 минуты, так как сигнал передается в экстренные службы через территориальные органы МВД.
Где это работает
«ЭРА-ГЛОНАСС» работает на территории всей России. Но используемая схема взаимодействия оператора системы с экстренными службами (напрямую через Систему-112 или через территориальные органы МВД) зависит от региона. На данный момент Система-112 полностью введена в эксплуатацию лишь в 22 субъектах, и взаимодействие с «ЭРА-ГЛОНАСС» обеспечено пока лишь в этих зонах. Среди них, как ни странно, пока нет Москвы. На Дальнем Востоке этим пока вообще может похвастать лишь Хабаровский край. Но география применения «ЭРА-ГЛОНАСС» в интеграции с Системой-112 постоянно расширяется.
Система ГЛОНАСС на автомобиль — не роскошь, а необходимость
Система ГЛОНАСС на автомобиль помогает решать целый ряд важных задач. К ним относятся эффективность эксплуатации транспортного средства, безопасность в пути, навигация, предотвращение правонарушений. Изначально она предназначалась для использования в силовых структурах, однако с каждым годом все больше востребована в бизнесе. Более того, ГЛОНАСС на авто устанавливают владельцы личного транспорта.
Одно из преимуществ данного оборудования — его универсальность. Оно может устанавливаться на легковые автомобили, грузовые транспортные средства, микроавтобусы и автобусы, сельскохозяйственную и строительную спецтехнику.
В чем заключается работа системы ГЛОНАСС в автомобиле 
Что собой представляет и как работает ГЛОНАСС на автомобиле? Система включает ряд устройств, которые посредством спутниковой связи получают информацию о месторасположении, технических параметрах объекта и передают данные пользователю в формате таблиц, графических изображений, цифр, текста. Она разработана отечественными специалистами и выходит на связь с российскими спутниками.
На сегодняшний день на три околопланетные орбиты выведено по восемь спутников — итого 24 аппарата. Покрытие ГЛОНАСС распространяется на всю территорию нашей страны и около двух третей земного шара. Грамотно построенное взаимодействие спутниковых аппаратов, специализированного наземного оборудования, устройств приема-передачи сигналов позволяет достигать достаточно высокой точности данных.
Принцип действия оборудования несложный. Вот как работает система ГЛОНАСС на авто:
- навигационные устройства посылают запросы на спутники, расположенные на околопланетных орбитах;
- спутниковые аппараты дают ответ. Чем большее количество спутников откликнется, тем более точным получается позиционирование в пространстве;
- получение данных о месторасположении и времени поступления ответного сигнала со спутников;
- анализ полученной информации принимающим устройством;
- обработка информации, расчет координат точки нахождения принимающего устройства, а соответственно — объекта;
- повторение указанных выше действий, что позволяет определить точку в пространстве, а также вектор движения и скоростной режим транспортного средства.
Знания того, как работает на авто система ГЛОНАСС, мало. Водители и диспетчеры должны учитывать факторы, влияющие на корректность работы системы. Например, чем выше скоростной режим, тем ниже точность координатного позиционирования. При движении автомобиля в тоннеле связь со спутниковыми устройствами пропадает. Во время езды в пасмурную погоду или в городском пространстве с высотками сигнал может отражаться от различных объектов. Если ответный сигнал послали спутниковые аппараты, расположенные только в одном направлении, погрешность может увеличиваться.
Для чего нужна система ГЛОНАСС в вашем автомобиле
Практически каждый водитель знает, что такое ГЛОНАСС в автомобиле. Данная система эффективно помогает как рядовому автомобилисту, так и предпринимателю, специализирующемуся на логистике. Вот только часть ответов на вопрос, для чего нужен ГЛОНАСС в автомобиле:
- ориентирование на местности. С помощью навигационных приборов вы можете построить оптимальный маршрут с учетом загруженности автомагистрали и других факторов, а также получить пошаговый инструктаж по удобному перемещению. Электронные карты постоянно обновляются, поэтому информация всегда актуальная;
- мониторинг работы каждой единицы транспорта компанией. Это позволяет избежать потерь топлива, оптимизировать маршруты, избежать простоев, предотвратить недобросовестные действия водителей и сторонних лиц;
- определение точного места нахождения транспортного средства в случае его угона. Поскольку оборудование устанавливается в потайных местах и работает в многочастотном режиме, обмануть его злоумышленник не сможет;
- оперативное реагирование в случае внештатных ситуаций, в том числе вызов представителей правоохранительных органов, спасательных и медицинских служб.
Система совместима с англоязычным оборудованием, а потому ее можно использовать и за рубежом.
Как пользоваться системой ЭРА ГЛОНАСС в автомобиле 
Одним из ключевых аспектов дорожного движения является безопасность. Ее повышению в значительной степени способствует система ГЛОНАСС на авто. Система мгновенного реагирования ЭРА-ГЛОНАСС включает такие компоненты:
- устройство для передачи данных соответствующим службам;
- мобильное устройство с сим-картой», настроенной на связь со всеми операторами;
- антенна — для усиления сигнала при нахождении объекта на сложных участках;
- принимающее устройство ГЛОНАСС;
- специальные сенсоры, реагирующие на удары, перевороты;
- микрофон и динамик — для общения с диспетчерской службой;
- тревожная кнопка для экстренного сигнала оперативным службам.
Рассмотрим, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобиле, на примере аварийной ситуации:
- после срабатывания сенсоров или при нажатии кнопки на диспетчерский пункт единого центра мгновенного реагирования приходит соответствующий сигнал;
- диспетчер выходит на связь с лицом, управляющим транспортным средством или передает данные в службы быстрого реагирования;
- выезд спасательных бригад на место аварии. Подтверждение не требуется — службы получают оперативную информацию о точном месте, где произошло происшествие.
Как известно, большинство трагических последствий ДТП наступают в результате опоздания помощи пострадавшим. Зная, как пользоваться ГЛОНАСС в автомобильном транспорте, можно избежать серьезных последствий.
Нужно ли устанавливать систему ГЛОНАСС в своем автомобиле и для чего
Большинство владельцев транспорта уже знают, для чего система ГЛОНАСС в автомобиле, и насколько она помогает в сложных ситуациях. На сегодняшний день установка данного оборудования является добровольной — до конца 2019 года еще сохраняется право продажи автотранспорта без данного оборудования. Однако действует закон, согласно которому с 2018 года оборудованием ГЛОНАСС оснащаются все новые транспортные средства (как отечественного, так и зарубежного производства), продаваемые на территории нашей страны. Помимо этого, в обязательном порядке необходимо оснастить ГЛОНАСС:
- новые авто, приобретенные в зарубежной стране и привезенные на территорию РФ;
- транспортные средства, выпущенные не более трех десятилетий назад, которые были приобретены за границей и привезены в нашу страну;
- коммерческие машины;
- автомобили, перевозящие грузы;
- транспорт для пассажирских перевозок.
Установка оборудования должна выполняться специализированной службой, имеющей разрешительный документ на осуществление данной деятельности.
Установка ГЛОНАСС на автомобили
После установки необходимо ее протестировать в специализированной лаборатории. Добровольный монтаж возможен на подержанный автотранспорт. Однако следует учесть, что в данном случае оборудование не будет срабатывать в автоматическом режиме.
В случае аварийной ситуации работа ГЛОНАСС в автомобиле прошлых лет выпуска будет активироваться только после нажатия кнопки «СОС».
Вопрос эксперту: «Как сказалось введение ЭРА-ГЛОНАСС на брендах? Какие коррективы нужны?»
7 июля 2017, 14:12
С 1 января 2017 года система «ЭРА-ГЛОНАСС» стала обязательной к установке на все легковые транспортные средства, выпускаемые в обращение на территории РФ. Нововведение уже отразилось на участниках авторынка, и сейчас глубже видны как «плюсы», так и «минусы» проекта, легче просматриваются перспективы будущего использования. Мы попросили наших экспертов высказать личное мнение по поводу внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», а заодно ответить на вопрос: «Как сказалось внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» на брендах, которыми вы занимаетесь (на ценовой политике, покупательском спросе и пр.) и какие коррективы в Закон и существующую политику по установке этих систем вам хотелось бы предложить?».
Дмитрий Лылов, генеральный директор ООО «Россо Моторс»:
– У всех производителей модельные ряды и так сократились в связи с кризисом, теперь, после обязательного внедрения «ЭРА-ГЛОНАСС», думаю, у многих брендов с рынка уйдет еще по 1-2 модели. На покупательский спрос система никак не влияет.
Мне вообще не очень понятна практическая польза от нее, так как там, где нет покрытия мобильной связью, она не работает. Получается, вместо полезного устройства пока мы получили очередной косвенный налог для граждан и организаций, в том числе и бюджетных.
Вносить какие-то изменения в Закон, конечно, уже не стоит. Все-таки за прошедшие полгода основные технические сложности были практически устранены. Теперь надо добиться, чтобы система хотя бы год поработала без изменений.
А в перспективе, помимо оказания помощи автовладельцам, наверное, можно было бы «догрузить» систему сбором статистики по дорожному трафику, дать дополнительные возможности для сбора информации в помощь правоохранительным органам.
Владислав Рыдаев, генеральный директор ГК «Терра-Авто»:
– Безусловно, необходимость сертификации новых моделей, связанная с «ЭРА-ГЛОНАСС», будет влиять на решения брендов, оставлять на российском рынке ту или иную модель, выводить ли новую. Но по сравнению с влиянием на этот процесс курсовой разницы — данная сертификация всего лишь «сопутствующий фактор»…
На покупательский спрос нормы оснащения новых автомобилей оборудованием системы ЭРА-ГЛОНАСС не влияют, поскольку являются обязательными для всего рынка и выраженного влияния на отдельных дилеров это не производит.
Мое личное мнение об «ЭРА-ГЛОНАСС» – считаю, это стратегические государственные инвестиции, на базе которых создано передовое инфраструктурное решение. Оно должно стать рычагом качественного изменения опыта использования автомобиля в России. Основной риск в этом проекте – эффективность внедрения, успешность взаимодействия госструктур и бизнеса. Для успеха проекта важно обеспечить доступ к построенной инфраструктуре многочисленных негосударственных поставщиков услуг, понятные регламенты, гарантии, разумное ценообразование.
Если все сложится правильно, в дальнейшем я вижу достаточно широкие перспективы у проекта. Они захватывают как большинство сервисов, которые уже продаются на рынке, так и открывают возможности формирования новых линеек. Удаленной диагностики, например…
Артём Самородов, директор Департамента продаж автомобилей с пробегом ГК «АвтоСпецЦентр»:
– Введение «ЭРА», конечно, отразится на ассортименте дилерских центров. Ряд автопроизводителей пока не принял решение оснащать некоторые модели авто «ГЛОНАСС» специально для российского рынка. Соответственно ввоз этих авто в страну приостановлен. Пока временно.
На продажи автомобилей внедрение системы пока никак не повлияло, и, думаю, не повлияет. А вот на стоимости машин нововведение, безусловно, отразится, поскольку расходы на краш-тесты в конечном итоге будут заложены в розничную стоимость автомобилей. При этом рост цен, связанный с ГЛОНАСС, по массовым брендам составит 0,5-1% от стоимости авто, в премиум-сегменте эти цифры могут быть выше.
При этом не стоит забывать о преимуществах системы. Во-первых, это быстрое реагирование экстренных служб на дорожные происшествия. С помощью автоматической системы вся необходимая информация о произошедшем ДТП – координаты, данные об автомобиле, степень тяжести аварии – передается в пункт диспетчерской службы «Системы-112» на 30% быстрее, чем, если бы данные сообщались по телефону. Информация передается в течение 10 секунд. Отправка сообщений реализуется через наиболее распространенные в России мобильные сети – Билайн, МТС и Мегафон.
Во-вторых, подсчитано, что установка бортового терминала на всех автомобилях поможет ежегодно сохранить жизнь 4 тысячам человек. Сегодня 60% случаев автомобильных аварий заканчиваются летальным исходом для пострадавших, которым не было во время оказана медицинская помощь.
В-третьих, вызов экстренных служб происходит не только в случае возникновения ДТП: автомобилисты могут самостоятельно нажать «тревожную» кнопку в любых ситуациях, когда на дороге появляется угроза для жизни и здоровья, как самого водителя, так и пассажиров. Поэтому, конечно, у системы экстренного реагирования, безусловно, есть преимущества, направленные в первую очередь на снижение уровня смертности граждан в результате ДТП.
Что касается перспектив развития системы, то за счет сервиса «ЭРА-ГЛОНАСС» уже осуществляется контроль над сохранностью грузов и соблюдением маршрутов перевозки. Система электронного пломбирования используется для контроля российских и международных транзитных авто- и ж/д-перевозок, в том числе из Украины в Казахстан. Известно, что, начиная с апреля 2016 года, за год было установлено 3196 средств идентификации (пломб), из них 45% на автомобильном транспорте и 55% – ж/д транспорте.
Единственное, что я хотел бы изменить в Законе, который регламентирует установку ГЛОНАСС, следующее. Согласно закону, все автомобили, ввезенные на территорию Российской Федерации, должны быть оснащены системой «ЭРА-ГЛОНАСС». Но речь идет только о ввезенных и новых произведенных в России автомобилях. Однако на авто, которые уже зарегистрированы в России, установка «тревожной кнопки» будет осуществляться на добровольной основе.
На сегодняшний день оснащение авто модулем «ЭРА-ГЛОНАСС» обходится частному автомобилисту в среднем в 27 тыс. руб. Значит, если не принять меры по обязательному оснащению «тревожными кнопками» не только ввозимых, но и уже зарегистрированных в Российской Федерации автомобилей – потребность в услуге по установке кнопки вызова экстренных служб будет невысокой.
Алексей Мишкин, генеральный Директор «TTK LTD» (хочузапчасть.рф):
– Думаю, внедрение «ЭРА-ГЛОНАСС» может повлиять на сокращение модельных линеек некоторых брендов. Сокращения будут, но бюджетных и малолитражных автомобилей это не коснётся вовсе. Налицо – перспектива продаж автомобилей, сокращающих издержки его обладанием (налоги, расход топлива, обслуживание, прочее).
Мое мнение о системе в целом: «ЭРА-ГЛОНАСС» – достаточно перспективное направление, хорошо поддающееся монетизации (получению прибыли) многими структурами. Но требуется пропаганда её использования с указанием положительных моментов и выгоды для пользователя.
Я думаю, в перспективе можно достаточно широко использовать систему в целом ряде направлений. Например, защита от угона. Или контроль местоположения автомобиля с выводом на мобильное устройство владельца. Есть ряд других возможностей – дистанционное отключение двигателя и блокирование/разблокирование замков дверей (для оказания помощи/содействия спецслужбам); фиксация скорости в зонах пониженной скорости, а в особо опасных зонах (школы, детские сады) – вплоть до контролируемого управления скоростным режимом автомобиля; навигация и дистанционная загрузка карт той местности, в которой находится автомобиль.
Чтобы сделать внедрение системы комфортным для участников рынка я бы предложил внести в Закон некоторые изменения. Например, увеличить период введения до 3х лет. Причём сначала, в первый год, ввести обязательную установку системы только для автомобилей премиум и бизнес класса. Во второй год – для автомобилей среднего ценового диапазона, в третий – для «бюджетников».
Автор: Валентина Чайко
Источник: АВТОСТАТ